23:47 

Философский прескриптум.

Мало какая вещь вызывает у меня большую неприязнь, чем то, что часто называют "философией". Любовь к мудрости - для меня нечто чистое и непорочное, как любая искренняя любовь во всех проявлениях. Но постоянные попытки путём путанных интеллектуальных манипуляций, путающихся между собой, не связанных часто ни с чем, по настоящему волнующим и значимым для окружения человека и даже для него самого - это скорее онанизм.
Мне не хватает ясности, чтобы однозначно провести границу между тем и этим, но вот что я бы сказал: истинная мудрость, на мой взгляд, демонстрирует свою красоту в соприкосновении с реальностью. Притчи всегда рассказываются не просто так. То, другое - это тщеславие ума. Иногда оно несёт в себе нечто ценное, но очень часто это сплошное полотно спекуляций. Тщеславие не любит настоящей работы, потому что цель последней - в результате, а цель тщеславия - в самом себе.

То, что мне нравится - это своеобразная картографическая работа, создание дорожной карты реальности, поиск понимания Мира. Не "окружающего мира", а Мира, включающего самого понимающего.
Мотивация подобного рода отличается от стремления продемонстрировать окружающим размер интеллектуального члена своего Логоса или увековечить свой след в переулках ноосферы, и я намерен по возможности задавать себе вопрос, что движет моим умом в его поисках.

О чём я подумал сегодня: совершенно естественным людям кажется то, что мы преобразуем окружающий нас мир сообразно своим материальным потребностям. Но почему-то тот лежащий на поверхности факт, что наш психический, субъективный мир таким же образом может быть в какой-то мере структурирован сообразно нашим психическим потребностям (вполне ощутимым, общим для большинства людей, обусловленным объективными эволюционными причинами) вызывает частое ломание копий. Эту работу ведут служители культов со своей паствой, этим заняты последователи аналитической и экзистенциальной психологии. Драма в том, что именно наука, дающая нам возможность преобразовывать окружающий мир, вступает в противоречие с творческими достижениями мифологического мышления (с которым работают и юнгианские аналитики, и, тем более, от которого не отделимы религиозные представления).
Как правая рука могла бы умыть левую*?

* - кто не в курсе, правая сторона символически ассоциируется с верой и мифологическим мироощущением, а левая - со знанием и рациональностью

URL
   

Разные записки.

главная